Меню сайта
Вход на сайт
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Обо всём

Все Церкви И Храмы Города Казань
все церкви и храмы города казань

История храма

В книге П.И.Малицкого Приходы и церкви Тульской епархии сообщается, что, по преданию, в селе Богородицком стояла деревянная церковь во имя святого пророка Илии, уничтоженная затем пожаром. В 1774 году по велению особ царского двора был заложен каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Он строился по проекту И.Е.Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Расположенный в старинном парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, Свято-Казанский храм при всей своей внешней простоте и сдержанности представляет собой необычайной красоты сооружение как один из замечательных образцов раннего классицизма с элементами позднего барокко. Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т.Некрасов, а изображение Спаса Нерукотворного являлось делом искусных рук самого управляющего имением А. Т. Болотова. Главный престол был освящен в 1783 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные алтари и того ранее, в 1778 году: правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, левый — во имя святителя Николая Чудотворца. В течение почти сорока лет Свято-Казанский храм являлся соборным, объединив церковную жизнь села и города Богородицка. Сюда приходили на богослужения крестьяне из окрестных деревень: Болотовки, Вязовки, Юлинки Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка. Всего в приходе числилось 3257 прихожан, а в праздничные дни под сводами храма собиралось до двух тысяч человек одновременно. Свято-Казанский храм был также домовой церковью Бобринских, где молились все члены графской семьи, а рядом располагалась богадельня для мальчиков из бедных семей. После возведения в городе Богородицке соборной Троицкой церкви Казанская церковь с 1821 года обращена в приходскую. Спустя полвека, во многом благодаря усилиям тогдашнего председателя приходского попечительства генерал-майора А.П.Бобринского, Свято-Казанский храм был отремонтирован. На его средства содержался приют для детей-сирот обоего пола, а с 1877 года в этом приходе стала действовать земская школа. За время своего существования храм пережил не только стремительные взлеты, но и еще более сокрушительные падения. Множество бедствий перенес во времена богоборчества, формально оставаясь памятником архитектуры, охраняемым государством. 75 лет тому назад храм был закрыт на долгое время. Люди, не ведая, что творят, всячески оскверняли святыни. Уникальные фрески были замазаны известкой, которая практически полностью уничтожила живописный слой. Всю дорогостоющую церковную утварь погрузили на повозку и отправили в неизвестном направлении. Из старинных икон, расписанных на досках, сделали мостик через пруд, а колокола, звон которых был слышен за десять верст, захоронили в Богородицком парке. Здание храма использовалось сначала под клуб санатория Красный шахтер , а затем под самый заурядный склад. По свидетельству старожилов, непосредственно перед приездом потомка семьи Бобринских из Англии на куполе храма вновь воскрес крест, хотя окна храма по-прежнему оставались замурованы, а у входа висел амбарный замок. На излете перестройки. в пору гластности и плюрализма, разгорелись жаркие споры о дальнейшей судьбе оскверненной церкви. В ходе дебатов одни предлагали приспособить его под концертный зал, другие – под картинную галерею, третьи – под планетарий. В конечном счете, возобладало разумное мнение – покончить со святотатством и принято решение: передать здание храма Русской Православной Церкви.

Когда в 1990 году митрополит Тульский и Белевский Серапион назначил настоятелем храма протоиерея Стефана Гриваса, здесь воистину царила мерзость запустения. Но мудрый владыка не ошибся в своем выборе. Уже 3 сентября 1990 года у стен вновь обретшей законного хозяина церкви состоялось первое богослужение, на котором присутствовало более двухсот человек. Отец Стефан отслужил на разркшенных подмостках храма водосвятный благодарственый молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери и пообещал прихожанам уже через два месяца открыть разрушенный храм. По Божьему промыслу храм восстанавливался всем миром, и 4 ноября того же года здесь состоялся престольный праздник. На Божественной Литургии присутствовал потомок знаменитого графского рода, ведущего начало от Екатерины II, Николай Николаевич Бобринский, который привез и подарил храму семейную реликвию – икону Иоанна Предтечи. Многие люди пожертвовали в храм иконы из своих домов, а иконостас с резными колоннами, левый и правый пределы, а так же купол расписаны рукой старейшего местного художника Константина Кистенева. В 1995 году храм был полностью восстановлен, и по сей день в нем регулярно совершаются богослужения. Сначала служили только в выходные и праздничные дни, затем после направления сюда еще одного священника, богослужения стали совершатся четыре дня в неделю и, наконец, ежедневно - утром с 8 часов и вечером с 16.30. Великой радостью для всех богородчан явилось посещение Свято – Казанского храма 16 сентября 2001 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который произнес слова приветствия, сделал запись в книге почетных гостей и благословил прихожан иконой Казанской Божией Матери.

Своеобразной визитной карточкой является колокольня, которая раньше служила въездной башней во дворец. Пять разногласных колоколов, как и раньше радуют прихожан своим чудным перезвоном, приглашая их на богослужения. Но в современных условиях важно не только восстановление стен разрушенных храмов, но и возрождение исковерканных душ человеческих. Поэтому духовенство прихода постоянно занимается благотворительной и духовно – просветительской работой, окормляя детские дома и дома престарелых. Вот уже семнадцать лет при храме действует Воскресная школа, численностью сорок человек, включая детей от шести до шестнадцати лет. Имеется библеотека на двести экземпляров духовной литературы, которую может использовать любой желающий. Детям устраиваются рождественские и пасхальные праздники, соверщаются паломнические поездки по святыням России и ближнего зарубежья. И это приносит свои плоды: мальчики из воскресной школы охотно помогают в качестве алтарников, с успехом поступают в духовные учреждения страны.

Россия непременно возродится провинцией, где больше сохраняется чистота помыслов и свято чтутся сложившиеся веками традиции. Недаром еще по первой Всероссийской переписи населения 1897 года Богородицкий уезд по праву считался самым образованным и просвещенным во всей Тульской губернии.

В 2010 году силами прихода в храме был возведен позолоченный накупольный крест. Верующие издалека видят его. Как благодатная свеча, зажженная во славу Божию, высится храм, даря людям радость и надежду на спасение.

в Котельниках

Приглашаем на экскурсию!

Приглашаем Вас в любое воскресенье в 14 часов на экскурсию по нашему храму – выдающемуся шедевру древнерусской архитектуры, построенному в XVII веке искусными мастерами Каменного Приказа и освящённому в августе 1685 года Патриархом Иоакимом в присутствии Натальи Кирилловны Нарышкиной с царевичами Петром и Иоанном.

Мы поведаем Вам о неизвестных ранее интереснейших страницах истории храма Казанской иконы Божией Матери в Котельниках и уникальных архивных документах, находящихся в Государственном Архиве Древних Актов и в Центральном Историческом Архиве.

Вы услышите рассказ о недавно найденных в архивах и ещё не опубликованных материалах, связанных с особо почитаемыми в нашем храме святыми – Небесными Покровителями Земли Котельниковской, о настоятеле Казанского храма до 1937 года – протоиерее Вячеславе Занкове и псаломщике, служившем в нашем храме до 1910 года – Димитрии Смирнове, прославленных Церковью в лике священномучеников.

А начинается экскурсия у Памятного креста, установленного у алтаря нашего храма в память святителя Макария (Невского), которого называют Апостолом Алтая, Сибирским столпом Православия, Светильником Русской Церкви. Вы узнаете о последних годах жизни Святителя в Котельниках, об отпевании его в нашем храме, увидите уникальные фотографии, услышите рассказ об истории обретения нетленных мощей митрополита Макария и перенесении их в Троице-Сергиеву Лавру.

Все пришедшие на экскурсию смогут приложиться к святой частице древа гроба и святых мощей святителя Макария, находящихся в изумительном по красоте ковчеге, чудесным образом появившемся год назад в Казанском храме в Котельниках.

Экскурсии проводятся бесплатно.

История храма

Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Мате ри. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих.

Согласно историческим сведениям Отрожка ( Рожки, Атрошки, От рожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или отрогов ( от сюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было при писано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, ког да к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль един ственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном на правлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу. В середине XIX века Воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и Рязано-Козловской линией. Ходатайство было удовлетворено. Дорогу построили за 1867 год, а в следующем году началось регулярное движе ние поездов. Вблизи Отрожки появилась узловая станция Раздельная. В конце 1870 года был построен однопутный участок дороги от Раздель ной до Лисок. Вплоть до начала XX века Отрожка, несмотря на резко возраставшее число жителей, оставалась деревней, то есть крупным на селенным пунктом, не имевшим собственного храма. Ближайшая цер ковь Рождества Христова располагалась на Придаче.

В начале XX столетия отроженпы решились на строительство соб ственного храма. Согласно преданию среди жителей Отрожки разгоре лись жаркие споры о том, в каком месте должен стоять храм и в честь ка кого события его освящать. И вот однажды местный житель И.Д. Колбешкин, выйдя вечером из дома, увидел сходящий с неба столп света, в центре которого находилась Казанская икона Божией Матери. Он ука зывал на пустырь среди домов. О своем видении он рассказал односель чанам, споры прекратились, и на этом пустыре в 1903 году был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что строительство Казанской церкви за вершилось к 1908 году. Эта дата вошла в краеведческие издания, посвя щенные памятникам архитектуры Воронежа. В материалах Свода па мятников истории и культуры РФ Историко-культурное наследие Во ронежа говорится, что Казанская церковь была освящена в 1912 году. Однако в ведомостях по страхованию церковных строений, составлен ных в канун революции, окончание строительства Казанского храма датируется 1911 годом. А небольшая заметка об этом событии в газете Воронежский телеграф содержит информацию о том, что Казанская церковь в Отрожке была освящена 5 ноября 1911 года.

Еще до оконча ния строительства церкви местные жители обустроили примыкающее к ней кладбище, одно из немногих сохранившихся в Воронеже с тех вре мен. Там и сейчас цел закладной камень с датой освящения погоста — 2 июня 1908 года.

Казанская церковь стала первым храмом Воронежа, построенным в начале XX века, накануне революции 1917 года. Вторым стал величе ственный собор во имя равноапостольного князя Владимира, строив шийся по проекту А.А. Кюи в 1896-1918 годах и взорванный безбожны ми властями в 1930 году.

Казанскому храму повезло больше. После его возведения разрос шаяся Отрожка получила статус села. Вокруг церкви сложился сель ский центр. Облик центральной части поселения отличался единством художественного решения. Краснокирпичную с зелеными шатрами и небесного цвета куполами церковь, которая стала доминантой застрой ки, дополняли здания земской школы и дома священнослужителей с ха рактерным для начала века убранством фасадов. На церковной усадьбе находился целый ряд построек: каменная сторожка, дом священника, два жилых дома причта, деревянная богадельня, несколько сараев с на весами и даже хлев.

О внутренней жизни Казанского прихода сведений сохранилось мало. В связи с поздним строительством церковь не попала ни в издания по истории епархии, ни в клировые ведомости 1911 года. В этой свод ной ведомости ее приход, насчитывавший 292 дома с населением в 1722 человека, приписан к Рождественской церкви Придачи. Приходская жизнь шла своим чередом два десятилетия, пока не наступили роковые тридцатые годы

Один из историков края в своей хронике зафиксировал события 1936 года в Воронеже. В тот год здесь в административной ссылке пре бывал поэт О. Мандельштам, область была удостоена правительствен ной награды, в городе побывали парком просвещения и председатель ВЦИК, перевыполнялись производственные планы. И только об одном событии историк стыдливо умолчал. В 1936 году компания по борь бе с религией докатилась до Казанского храма. В том же году органы местного управления НКВД арестовали всех ее священнослужителей, богослужения прекратились и церковь закрылась. К большому сожале нию, имена арестованных священников установить не удалось.

В августе 1939 года Отрожка была включена в городскую черту Во ронежа. А годом раньше старинное село Отрожки Новоусманского рай она вошло в состав рабочего поселка Отрожка. Увеличивалось число жителей, интенсивнее становилась жизнь. И лишь немым укором, на поминавшим о времени безбожных пятилеток , стоял оскверненный и разграбленный храм, зиял пустыми глазницами оконных проемов. Из него были украдены не только все святыни, иконостас, но и стекла окон и даже деревянные полы.

Летом 1942 года фронт вплотную приблизился к Воронежу. В июле развернулись жаркие бои советских воинов с фашистами в пределах го родской черты Воронежа. В течение нескольких дней врагам удалось за хватить правобережную часть Воронежа, его исторический центр. Одна из ожесточенных схваток проходила в районе отроженского моста. Ока завшаяся в центре боев Казанская церковь хотя и сильно пострадала, но не была разрушена. Божпя Матерь покрыла ее своим омофором.

В январе 1943 года фронт от Воронежа откатился на запад. Город еще лежал в руинах, когда отроженцы решили добиваться возрожде ния храма. В августе того же года была создана так называемая цер ковная двадцатка , прихожане обратились в районный совет с прось бой зарегистрировать общину и открыть храм и, несмотря на определенные послабления в отношении ре лигиозных объединений и некоторое смягчение прежнего репрессивно го курса на удушение церкви, верующим понадобилось в общей слож ности около трех лет борьбы с властью за право возродить храм и на чать полноценную приходскую жизнь. 5 октября 1946 года облиспол ком принял решение об открытии церкви в поселке Отрожка Железно дорожного района города Воронежа.

Новейшая история Казанского храма ведет отсчет с 10 декабря 1946 года, с того момента, когда была зарегистрирована община. Инициативные прихожане стали прикладывать все возможные усилия для восстановления Церкви, пострадавшей за время войны. Были заде ланы пробоины от снарядов, положен новый деревянный пол, произве дено остекление окон. Чтобы скрыть на стенах следы от пуль и снарядов, храм снаружи был побелен. 1954 год ознаменовался установкой иконо стаса, который был изготовлен резчиком из Новой Усмани.

Духовенство храма в те нелегкие года испытывало постоянное давление со стороны комитета по Делам религий. Священнослужителей и сотрудников храма регу лярно вызывали в облисполком на воспитательные беседы . Нередко от прихожан требовали доносить на священников.

Восьмидесятые годы прошлого века стали благодатными для свя щеннослужителей и прихожан Казанского храма. В это время начались обширные реставрационные работы. Обрели первозданный облик на ружные стены: с них были счищены многочисленные слои побелки, в ряде мест обновлена кирпичная кладка, восстановлен четвертый купол храма, водружены новые кресты, заменена кровля. В 90-е годы стены храма были расписаны заново. В 2009 году сменили надкупольные кре сты. После реставрации храм буквально преобразился. В 2010 году в до вершение масштабных реставрационных работ прежний, обветшавший за полвека иконостас был заменен новым. Была восстановлена в перво начальном виде входная группа, представляющая собой кованые ажур ные металлические двустворчатые ворота и две калитки, установлен ные в кирпичной арке.

В настоящее время па земельном участке площадью 1,5 га распола гается комплекс построек, центром которых является трехпрестольпый Казанский храм с боковыми приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофапа Воронежского. В 90-е годы XX века было построено здание воскресной церковно-приходской школы с крестиль ным храмом во имя преподобного Серафима Саровского, а также водосвятная часовня во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Источники: http://www.kazanskii-hram.ru/, http://blagolubie.ru/churches/prihod/kotelniki/kazanskij_hram_v_kotelnikah/priglashaem_na_ekskursiyu/, http://kazhram-vrn.ru/khram/istorija-khrama/

Категория: Обо всём | Добавил: kazan-843 (17.09.2015)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar