Меню сайта
Вход на сайт
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Казань - Родной Город

Выставка Сто Шедевров Казань
выставка сто шедевров казань

Газета Республика Татарстан

№ 97 (26994) 14.05., суббота

Впервые в Казани в рамках одного проекта представлена целая эпоха, давшая мировой истории искусств огромное количество ярких имен.

В кремлевском «Манеже» открылась выставка из собрания известного немецкого коллекционера Рихарда Х. Майера. На ней представлены литографии, линогравюры и графические листы таких знаменитых мастеров, как Пабло Пикассо, Огюст Ренуар, Анри Матисс и других ярких представителей модернизма.

Напомним, что годом ранее в Казани экспонировалась выставка, пожалуй, самого знаменитого художника эпохи модернизма - Сальвадора Дали. А недавно выставочный зал «Манеж» представил графическую серию работ Марка Шагала «Библейские сюжеты». Шагаловские литографии словно бы подготавливали непросвещенного в модернизме зрителя к нынешней экспозиции под названием «Возвращение к модернизму». В ней особенно широко представлена немецкая художественная школа: Отто Дикс, Макс Эрнст, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Кете Кольвиц, участники «Синего всадника» Василий Кандинский (наряду с Марком Шагалом он представляет русскую составляющую в европейском искусстве модерна), Альфред Кубин, Франц Марк и другие. Работы немецких художников-модернистов несложно узнать по их высокой имрессивности это наиболее кричащие, рвущие душу, яростные картины.

Вот, к примеру, гравюра «Беспокойство» Кете Кольвиц, единственной женщины из плеяды выставленных модернистов. Художница настолько точно выражает тревогу, ощущение безысходности, что легко можно представить себя на месте героини картины, которая сидит, скрестив руки под грудью и прикрыв глаза, словно в ожидании чего-то неотвратимого, царапающего душу. «Беспокойство» написано в 1914 году, в самом начале Первой мировой войны.

Примечательно, что именно в эпоху модернизма гравюра стала совершенно самостоятельным видом графики, до этого она служила лишь своеобразным способом «тиражирования» уже написанных картин.

Столь обширное представительство немецкого искусства объясняется тем, что концепция выставки родилась в Германии. Этот проект впервые был осуществлен в музее Кунстгалериен Боттингерхаус города Бамберг. Все экспонаты входят в состав частной коллекции Рихарда Х. Майера, который был одним из инициаторов проекта. Компания «Арт Регион» осуществила показ этой выставки в пяти городах России. До прибытия в Казань экспозиция побывала в Екатеринбурге, Новосибирске, Калининграде и Ростове.

Фоном для знакомства с экспозицией служат музыкальные произведения представителей модернизма, начиная от великих импрессионистов Мориса Равеля и Клода Дебюсси до концептуалистов Клауса Шульца и группы «Пинк Флойд». Вместе с работами художников выставлены также раритетные издания книг Макса Эрнста и Василия Кандинского.

Возвращение к модернизму действительно состоялось. Впервые в Казани в рамках одного проекта представлена целая эпоха, давшая мировой истории искусств огромное количество ярких имен.

Анна Толстова о «Ключах к страсти» в Фонде Louis Vuitton

В открывшемся полгода назад Фонде Louis Vuitton проходит выставка «Ключи к страсти». Критики опасались, что здание фонда, выстроенное на окраине Булонского леса Фрэнком Гери, будет производить более сильное впечатление, чем любая выставка. «Ключи к страсти» показывают, как все же можно перебить впечатление от архитектуры

Где можно разом увидеть Кувшинки Моне, Крик Мунка, Танец Матисса, Бесконечную колонну Бранкузи, самую первую, 1918 года, и Черный квадрат Малевича, да не один, а в составе триптиха — с Черным кругом и Черным крестом ? К каковым прилагается множество мондрианов, кандинских, пикассо, джакометти и бэконов? Если в небольших и скверных репродукциях — то в какой-нибудь академической истории искусства. Если в больших и отменного полиграфического качества — то в альбомах в жанре 100 шедевров XX века . Однако мало кто осмелится составить список работ для выставки на основе условного альбома 100 шедевров XX века , как это сделали авторы Ключей к страсти — кураторы Сюзанна Паже, Беатрис Паран и их научный консультант Изабель Моно-Фонтэн.

Во-первых, разорительно: Тейт, MOMA, Орсе, Помпиду, Креллер-Мюллер, Фолькванг, Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж, Русский музей и еще дюжины две знаменитых собраний требуют больших страховых и прочих жертв, так что сегодня можно представить себе такую выставку разве что в мультимедийном формате, где все картины — в виде видеопроекций, а скульптуры — в виде голограмм. Однако беньяминовские идеи об утрате ауры подлинника и технической воспроизводимости не настолько овладели массами — очередь за оригиналами в Фонд Louis Vuitton, теряющаяся где-то в дебрях Булонского леса, тому доказательство. Вряд ли она компенсирует организационные расходы, но символический капитал для новой институции дороже денег.

Фото: Photo Fondation Louis Vuitton / Martin Argyroglo

Во-вторых, работать с шедеврами рискованно: критика, особенно критика слева, непременно скажет, что выставлять столь дорогие оригиналы неоригинально и буржуазно. Но кураторам не приходится опасаться за свою репутацию — это хорошо известные во французском мире искусства персоны: арт-директор Фонда Louis Vuitton Сюзанна Паже ранее возглавляла Музей современного искусства города Парижа, в нем же работает Беатрис Паран, а Изабель Моно-Фонтэн, крупный специалист по модернизму, занимала высокий пост в Центре Помпиду. Авторитет Сюзанны Паже таков, что ей удалось справиться с самим Фрэнком Гери, который после здания Музея Гуггенхайма в Бильбао заслужил славу главного врага куратора. Снаружи здание фонда — белоснежный бетонный айсберг, надувающий стеклянные паруса, чтобы унестись прочь из города,— кажется совершенно непригодным для выставок: можно подумать, что это гигантская скульптура или мегаломанский бельведер с замечательными видами на Булонский лес и Дефанс. Но арт-директору все же удалось выторговать у архитектора несколько десятков белых выставочных кубов — правда, слегка криволинейных кубов, зато просторных и с верхним естественным светом — его так любит Гери в архитектуре XIX века. Впрочем, самое удивительное в Ключах к страсти не количество шедевров (кураторы предпочитают называть их иконами искусства XX века ), а то, что вовсе не они оказались главным в экспозиции.

Взять, скажем, первый зал: в нем — практически не гастролирующий Крик Эдварда Мунка из Музея Мунка в Осло. Первый, если верить самой ранней из датировок, 1893 год, крик экспрессионизма и экзистенциализма в живописи, крик ужаса и отчаяния, отголоски которого будут слышаться весь XX век. Все остальное как будто бы должно только подыгрывать Мунку, работать на концепцию иконы . Так, интенсивностью цвета с ним перекликаются Портрет танцовщицы Аниты Бербер Отто Дикса (1925) и Сложное предчувствие Казимира Малевича (1932). Анита Бербер Дикса из Художественного музея Штутгарта — сплошная кровавая рана, символ послевоенного Берлина 1920-х, где все — от безногого инвалида до кабаретной плясуньи, гибнущей от туберкулеза и кокаина,— жертвы Первой мировой. В Сложном предчувствии Малевича из Русского музея за спиной безликого торса в желтой рубашке возникает зловещий красный дом, в каком видят и образ тюрьмы — художник провел осень 1930-го в камере, это был уже его второй арест,— и знак всех бед Советской России 1930-х, от коллективизации до большого террора . Но машина вульгарной интерпретации, сводящая смысл искусства к внешним — политическим и социальным — обстоятельствам, начинает буксовать перед этюдами Фрэнсиса Бэкона с фигурами, заключенными в прозрачные кубы-клетки (что отсылает к красному дому из малевичева Предчувствия ) и кричащими (но это не оммаж Мунку, а отзвук эйзенштейнова Броненосца Потемкина ), поскольку причины этого запертого в четырех стенах крика — скорее внутри, чем снаружи, внутри человека и внутри искусства, живущего по своим формальным законам и руководствующегося своей философией. И пусть Идущий человек Альберто Джакометти (1960), фигура-спичка, словно бы сгоревшая в пламени мировых войн, остается плакатным памятником универсальной единичности Сартра, его монохромная живопись — Портрет Жана Жене (1954-1955) и Черная голова (1957-1959) — начинает не перекликаться, а перешептываться с такими же монохромными автопортретами Хелены Шерфбек. Их пять, собранных по разным финским и шведским музеям, на всех она предстает почти в одной и той же позе, на протяжении тридцати лет — с 1915-го по 1944-й — пристально вглядывающейся и вслушивающейся в себя, методично фиксирующей свой постепенный уход, исчезновение, разрушение, превращение в руину. И вдруг оказывается, что эта тихая, однотонная, сдержанная живопись — самый пронзительный крик ужаса и отчаяния, и думаешь, что картинам Хелены Шерфбек, стремительно набирающей популярность, вероятно, еще предстоит стать иконами искусства XX века , немного потеснив Мунка и Бэкона.

Далее мы убедимся, что Кувшинки Клода Моне — не первая и не единственная в то время попытка абстрагирования пейзажа, что тем же занимались Фердинанд Ходлер, Пит Мондриан, Эмиль Нольде, а самый интересный и ранний пример дает цикл видов озера Кейтеле другого недооцененного в Европе финна — Аксели Галлен-Каллелы. Их здесь впервые в истории удалось показать вместе в количестве четырех. Увидим состязание Черного квадрата Казимира Малевича и Номера 46 Марка Ротко, в которое не рискнут вмешаться абстракции Константина Бранкузи и Пита Мондриана, предвосхищающие минимализм. Кстати, это один из побочных сюжетов выставки — искать истоки современного искусства в авангарде и модернизме, например корни поп-арта — в малоизвестной серии картин с пин-ап-красотками экс-дадаиста Франсиса Пикабиа. Затем мы услышим спор двух жителей счастливой Аркадии, Пьера Боннара и Пабло Пикассо периода Марии-Терезы , где первый утверждает, что живопись — это выпущенный на свободу цвет, а второй — что это только каркас из линий. Узнаем, что среди поэтов городской жизни Фернан Леже отнюдь не последний, а наши гмиишные Строители — из разряда шедевров или икон . И согласимся с кураторами, что музыки в абстракциях Франтишека Купки — вот еще один кандидат на роль иконописца — больше, чем в эрмитажном Танце Анри Матисса, кэмпбелловских панно Василия Кандинского и картинах других патентованных музыкантов. Ведь, как ни парадоксально, только составив выставку из шедевров, можно обстоятельно пересмотреть и развенчивать это устаревшее понятие.

Ключи к страсти . Париж, Fondation Louis Vuitton, до 6 июля

Новости

В Казанском Кремле откроется выставка произведений исламского искусства IX-XIX веков

(Город Казань KZN.RU, 29 августа). Фонд поддержки и культурных программ им.Ш.Марджани представляет в Казани выставку произведений классического исламского искусства IX-XIX веков из своего собрания Девяносто девять имен Всевышнего .

Специально для выставки в Казани было отобрано более ста шедевров мирового значения. Они рассказывают о том, что изделия мусульманских ремесленников по Великому шелковому пути проникали в глубинные районы Евразии, где пользовались популярностью среди местной элиты и снискали для мусульманского искусства мировую славу.

Среди них есть уникальные экспонаты, представленные впервые, например, бокка (головной убор замужней монгольской женщины) из златотканого шелка на каркасе из бересты, изготовленная в конце XIII-XIV веков. Здесь же представлен поясной набор, состоящий из 27 предметов, выполненный в Китае в конце ХIV - начале XV веков и попавший благодаря монголам на Средний Восток. Специалисты признают этот пояс самым ранним китайским изделием в технике перегородчатой эмали, известным на сегодняшний день.

Экспозиция объединяет произведения, созданные мастерами Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии - двухслойное и резное стекло, роспись по металлу, керамические чаши с изображением людей и животных, каллиграфическими надписями, бронзовые курильницы, листы Коранов и другие артефакты.

Рукописи и манускрипты, роскошно украшенные изысканными миниатюрами, иранский молитвенный ковер середины XVI века, на котором вытканы девяносто девять имен Всевышнего, дополняют разнообразную коллекцию Фонда.

Выставка приглашает приобщиться к возвышенной гармонии, главным смыслом которой является любовь к Всевышнему. Язык красоты понятен всем людям и служит мостом для взаимопонимания народов и культур.

Выставка продлится с 28 августа по 9 ноября. Официальное открытие состоится 4 сентября в 16.00 в центре Эрмитаж-Казань , сообщает пресс-служба Музея-заповедника Казанский Кремль .

Обзоры, анонсы, интервью

20 марта года в Национальной художественной галерее Хазине открылась юбилейная выставка казанского художника Александра Новикова Живопись. Скульптура. Арт-объекты , включающая более 70 произведений.

14 февраля года в День всех влюбленных концертом MY FUNNY VALENTINE открылись Концертные сезоны в Казанской ратуше: от классики до джаза .

14.02.. В Национальной художественной галерее Хазинэ в День всех влюбленных прошел мастер-класс по Аргентинскому танго.

10.02.. На втором этаже ТЦ Свита-Холл развернута выставка работ Рины Бланк Размышления .

6 февраля годав в Доме Дружбы народов Татарстана открылась 4-ая ежегодная выставка Художники выходного дня Республики Татарстан. Выставка достижений года .

Реклама

Начало: 29.04.

Окончание: 12.06.

29 апреля года в 16.00 в Кремлевском выставочном зале «Манеж» состоится открытие выставки «Возвращение к Модернизму» .

В экспозицию выставки вошло около 100 графических листов из собрания известного немецкого коллекционера, владельца Кунстгалериен Боттингерхаус (Kunstgalerien Bottingerhaus) Рихарда Х. Майера. Все они принадлежат невероятно насыщенной разнообразными течениями и направлениями эпохе в искусстве XX века, получившей общее название МОДЕРНИЗМ.

Разрыв с предшествующим художественным опытом и стремление утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывное обновление художественных форм и условность стиля – характерные черты этого полного революционных решений и напряженных поисков времени, давшего мировой истории искусств огромное количество ярких имен.

Несомненный интерес зрителя вызовут произведения знаменитых художников: Огюста Ренуара, Анри Матисса, Отто Дикса, Пьера Бонара, Василия Кандинского, Пауля Клее, Жоржа Брака, Эмиля Нольде, Роя Лихтенштейна и Пабло Пикассо. Модернистские направления в немецком изобразительном искусстве будут представлены такими именами как Макс Эрнст, Оскар Кокошка, Катя Кольвитц, Альфред Кубин, Франц Марк, Август Маке .

В России подобная выставка в таком составе и с таким количеством участников проводится впервые. Впрочем, на выставке присутствует не только изобразительное искусство. В залах экспозиции, по замыслу авторов проекта, звучат музыкальные произведения представителей модернизма, начиная от великих импрессионистов Мориса Равеля и Клода Дебюсси до родоначальника минимализма и музыкального хепенинга Джона Кейджа и концептуалистов Клауса Шульца и «Пинк Флойд» .

Посещение выставки превратится для зрителя в настоящее культурное событие и даст импульс к дальнейшему изучению такого неоднозначного явления в искусстве XX века как европейский модернизм.

Выставка работает ежедневно, понедельник-пятница с 10.00 до 20.00, суббота-воскресенье с 10 до 18.00

Стоимость билета: 250 рублей

Льготный билет: студенты - 200 рублей, пенсионеры и школьники - 150 рублей

Адрес: Казань, Кремль, Кремлевский выставочный зал «Манеж». Телефон: 5678-067

Источники: http://www.kazan-kremlin.ru/archive/press/154, http://www.kommersant.ru/doc/2709711, http://www.kzn.ru/news/45068-v-kazanskom-kremle-otkroetsya-vystavka-proizvedenij-islamskogo-iskusstva-ix-xix-vekov, http://www.art-16.ru/anons/vozvrashchieniie-k-modiernizmu-100-shiedievrov-kunstghalieriien-bottinghierkhaus-giermaniia

Категория: Казань - Родной Город | Добавил: kazan-843 (21.07.2015)
Просмотров: 347 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar