Главная » Статьи » Голос города |
В Свято-Казанский храм будет доставлена икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощейОпубликовано Редактор в Январь 14, - 00:09.
20 января, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в 16 часов в Свято-Казанский храм будет доставлена икона святой блаженной Матроны Московской с частицей ее святых мощей. Перед иконой сразу после ее прибытия будет отслужен молебен. Святыня будет находиться в храме до 4 февраля. В течение этих двух недель у иконы ежедневно, утром (по окончании Божественной литургии) и вечером, в 18ч. 30 мин. будут совершаться молебны святой блаженной Матроне Московской. Святая блаженная Матрона – подвижница благочестия 20-го века, одна из самых почитаемых православной Россией святых. Более чем через тридцать лет после кончины святой, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов нашей страны и из-за рубежа со своими бедами и болезнями. Прославление блаженной Матроны Церковью состоялось в 1998 году. Помолиться у иконы и мощей святой в Свято-Казанском храме и испросить ее ходатайства пред Господом о себе и о своих близких приглашаются все желающие.
По благословению и заказу монастыря святого Павла на Афоне, была сделана точная ювелирная копия Даров Волхвов, освящена на Дарах, хранящихся в афонском монастыре, и в течение празднования Рождества Христова к святыне будет открыт доступ для всех желающих. Главы из книги **«Святое Знамение России» I. Матрона #151 боговидица из КазаниВспоминаемые нами события явления Божией Матери и первообраза 1 Казанской иконы, происходившие в Казани, совершились по предстательству Матери Божией. Они наглядно удостоверяют нас в том, что Пречистая Владычица принимает самое живое участие в судьбе нашего города, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам Свое благословение и помощь. Покров Богородицы над Россией не случаен, не по праву рождения, а по многим страданиям и испытаниям, из которых Русь выходила с Божьей помощью с победой. Этих страданий хватит не на один мир.
Все мои исследования явления Казанской иконы Божией Матери базируются не на позднейших пересказах, а на самой рукописи святителя, опубликованной в книге П.П. Постникова «Лицевое сказание о явлении Казанской Иконы Божией Матери» (СПб. 1912) 4 . Эта катастрофа послужила испытанием для православных жителей города, т.к. «язычников же неверных во граде много было, и вер много было источника же целебного во граде не было тогда. А иноязычные, неверием одержимые, в сердцах своих уничижали нас, не ведая Божией милости и силы» 5 . #151 писал в своем «Сказании» Гермоген. «И стала им в пересуды и посмеяние истинная православная вера…» 6 . В эту пору для укрепления православия Богоматери и угодно было прославить Свою икону 7 . Святой образ, явленный в Казани в эти тяжелые годы, для православных стал «источником целебным». В июне 1579 года, «…после пожара в том же году и месяце» 8 . явилась Божия Матерь и показала Свой образ в виде Своей иконы казанской девочке Матроне. «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен отходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению», #151 говорит святая Церковь. Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники удостаивались видимых посещений и явлений Божией Матери. Страницы церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия #151 наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Для миллионов людей Она #151 Царица Неба и земли. Ее многочисленные явления по всему миру преследуют одну цель: передать нам изумительные послания Бога, предназначенные наставить нас на путь вечного счастья и мира. Счастливы те, кого Матерь Божия избрала посредниками передачи миру божественных посланий.
Однако в тексте патриарха Гермогена читаем: «Но открыла… Свой образ источник неисчерпаемый приходящим с верою десятилетней девице, именем Матрона » 13 . В некоторых публикациях ее имя пишут искаженно #151 «Матрена» 14 . Удивительно, но абсолютно во всех справочных, церковных и научных изданиях, а также в энциклопедиях, в том числе специализированных. Матрону с завидным упорством называют Онучиной, считая ее дочерью некоего Даниила Онучина (?!) 15 (в некоторых источниках его, опять же ошибочно, называют то стрельцом, а то и купцом). Обратимся вновь к первоисточнику. Сразу скажу #151 ни разу в тексте патриарх Гермоген не называет Матрону «Онучиной». Откуда же взялась эта легенда? Предлагаю разобраться вместе. В начале своего «Сказания» Гермоген пишет, как начался пожар: «Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого «Тульский», во дворе одного царского воина, Даниила Онучина» 16 . То есть он был царский воин (а не стрелец и, тем более, не купец). В «Сказании…» Онучин упомянут только как виновник пожара. Уже в другом разделе «Сказания», описании Гермогеном боговидицы Матроны читаем: «…дочери некоего мужа из простых, имуща мудрость на войне стрелебную» 17 . Таким образом, мы видим, что отец Матроны был из «простецов» и не имел никакого отношения к царскому воину Даниилу Онучину. Да и проживала семья Матроны, хотя и недалеко от Даниила Онучина, но все-таки в другом доме. Отец Матроны, судя по всему, умер 18 . Матроне видения Богородицы являлись в том дворе, где она жила: «…внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила … (курсив мой #151 Д X.) и тотчас явилась ей… икона Богородицы» 19 . Здесь же было и место, указанное Божией Матерью, откуда из земли она достала икону: «…на месте, где была печь…» 20 . Так вот, двор их, судя по тексту «Сказания…», был, хоть на небольшом, но на определенном расстоянии от двора «царского воина»: «…явил Господь от земли пресветлую икону… Откуда же праведный гнев (пожар #151 Д.Х.) Свой испустил, оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня (курсив мой #151 Д.Х.) показал светящий благодатью луч…» 21 Необходимо осознавать важность этой, казалось бы, второстепенной детали великого чуда в Казани. Вышеуказанная неверная точка зрения позволяла скептически настроенным исследователям говорить о том, что, опасаясь ответственности за страшный пожар, уничтоживший значительную часть города, Матрона и ее мать придумали историю с иконой, чтобы избежать наказания (виновных в пожаре с человеческими жертвами зачастую сжигали живьем). Этим ставилось под сомнение не только чудо обретения святой иконы, но и великое чудо явления Божией Матери в Казани. Пресветлая икона Божией Матери велела девочке пойти в град (так назывался Казанский Кремль #151 крепость в центре города) и поведать о том, что она видела и где находится скрытый в земле образ, и указала ей это место 22 . Пресвятая Богородица неоднократно являлась Матроне, повелевая ей забыть сомнения и рассказать об этих видениях архиепископу и воеводам, «чтобы они, придя, извлекли бы образ Пречистой Богородицы от земных недр» 23 . Но девочка «была юной и не понимала повеления» 24 и говорила об этом лишь своей матери.
В слезах Матрона рассказала матери о случившимся и стала требовать, чтобы мать пошла и рассказала архиепископу и правителям города о видениях и сокрытой иконе, передав ей все слова, слышанные от Девы Марии, а также показала ей место, где ей было явление. Возвратившись домой, Матрона и ее мать не отчаялись, а стали рассказывать соседям и всем людям о чудесном явлении Божией Матери и о чудной иконе. Народ удивлялся их речам, но расходился, не придавая значения этим словам. Тогда женщина взяла заступ и начала рыть землю на указанном дочерью месте. Она долго копала, не находя искомого и вскоре к ней присоединились и другие, изрыли все указанное место, но ничего не нашли. В то время на Руси еще был в полной силе допетровский церковно-общественный склад жизни. Тогда были в великом почтении все вещественные святыни христианства 28 . И нигде больше, как именно на русской земле, не было столько чудесных явлений икон Божией Матери, и каждое чудесное явление встречалось верующим православным сознанием с трепетом и благоговением, а главное, с незыблемой верой. Православные люди умом и сердцем воспринимали каждую икону Божией Матери как дар милости Божией, и благодаря этой вере иконы изливали на верующих Божественную благодать. Икона была завернута в ветхий «рукав однорядки вишневого сукна» 29 . а сам образ был прекрасной сохранности и «чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного образа…» 30 . Немедленно устремилось бесчисленное множество народа к обретенной иконе, все молились и спешили приложиться к ней.
Народ, увидевший чудо, обрел еще большую веру в чудотворность Казанской иконы и внес ее в «Соборную Церковь Честного и Славного Благовещения Пресвятой Богородицы» Множество других чудес, связанных с явленной Казанской, случилось в дальнейшем. В своей рукописи, составленной около 1594 года, Гермоген выборочно описывает шестнадцать чудес.
Уже на следующий день в Благовещенский собор к чудотворному образу Божией Матери потянулся народ. Люди приносили дары, «каждый по силе своей» #151 кто золото, кто серебро, а кто и что иное 38 . Боговидицу Матрону и ее мать архиепископ, воеводы и весь народ «почтили с честью» 39 . В Москву царю Ивану Васильевичу (Грозному) послали сообщение о новоявленной иконе, в котором описали явление святого образа и чудеса, бывшие от него. Царь Иван Грозный повелел поставить церковь на месте, где была обретена чудотворная икона, «устроить девический монастырь, келий поставить и ограду соорудить» 40 . Из царской казны было велено дать монастырю «достаточное содержание священному собору и игуменье, а также сестрам годовое довольствие» 41 . Матрона, обретшая святыню, приняла монашеское пострижение, была первою инокинею 43 . а потом и настоятельницею сего монастыря. Последнее утверждение, впрочем, пока не имеет веских доказательств, и мы сегодня можем пока говорить лишь о благочестивом предании. В некоторых публикациях утверждается, что Матрона в иночестве стала «игуменьею Марфой» 44 . Это не соответствует действительности, являясь позже внесенным искажением. В своем «Сказании…» св.Гермоген так описывает дальнейшую судьбу девочки, удостоившейся святого видения и обретшей чудотворную икону: «Девицу Матрону постригли в том же монастыре, с наречением во инокинях имени Мавра» 45 . В апреле 1632 года в Москве отмечено присутствие старицы Мавры из Казани #151 той самой девочки Матроны из далекого 1579 года 46 . «29 апреля 1632 г. по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси именному указу, в Казань к Пречистой Богородицы Казанской послано с старицею Маврою, которой явилась Пречистая Богородица Казанская, три фунта ладана браного, цена по тринадцати алтын две деньги фунт. Взял царицын крестовой дьяк Иван Семенов, а прислал государевым словом стольник Василий Иванович Стрешнев» 47 . Источники: http://kazanskoi.ru/node/1395, http://volgograd-sobor.ru/, http://dearfriend.narod.ru/books/other/15/02.html | |
Просмотров: 718 | |
Всего комментариев: 0 | |